Инструкция по охране труда для машиниста экскаватора.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К работе на экскаваторе допускаются лица, старше 18 лет, прошедшие обучение, стажировку, проверку знаний, имеющие соответствующие навыки в работе и классность, а также допущенные к работе по состоянию здоровья.
1.2. Повторную проверку знаний машинист экскаватора (далее «машинист) проходит в квалификационной комиссии предприятия один раз в 12 месяцев.
1.3. При выполнении трудовых обязанностей машинист должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую и производственную дисциплину, а также режимы труда и отдыха.
1.4. Помимо оборудования и технологии машины, машинист должен обладать навыками ведения работ, выполнять свои обязанности так, чтобы не допускать возникновения опасных и вредных производственных факторов, а также знать меры их устранения.
1.5. Свою работу машинист должен выполнять в соответствующей спецодежде, спецобуви и применять индивидуальные защитные средства, положенные ему согласно типовых отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды.
1.6. Каждодневно, при выполнении своих обязанностей, машинист должен соблюдать правила пожарной безопасности на рабочих местах, территории предприятия и строительных объектов, в бытовых, служебных и других помещениях, а также уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и вызывать пожарную команду в случае пожара.
1.7. В случае травмирования или неисправности оборудования, приспособлений и инструмента машинист должен немедленно прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ или бригадиру.
1.8. Машинист должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему при несчастном случае.
1.9. При выполнении работы или приеме пищи машинист должен соблюдать правила личной гигиены.
1.10.При выполнении своих трудовых обязанностей машинист должен быть
внимательным, руководствоваться инструкцией завода-изготовителя по эксплуатации экскаватора, а также выполнять требования безопасности, изложенные в настоящей инструкции.
1.11.В случае нарушения настоящей инструкции на машиниста экскаватора может быть возложена дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Перед началом работы машинист должен:
а) предъявить руководителю удостоверение о проверке знаний по безопасному выполнению работ, получить задание и инструктаж по специфике выполнения;
б) осмотреть и подготовить рабочее место, привести в порядок спецодежду, спецобувь и индивидуальные защитные средства;
в) проверить исправность инструмента и приспособлений, которые будут применяться в процессе работы;
г)принять у сменщика экскаватор, ознакомиться со всеми неполадками, происшедшими при работе в предыдущую смену.
2.2. Перед началом земляных работ должна быть получена справка об отсутствии подземных коммуникаций. Наличие таких коммуникаций должно быть отмечено знаками.
2.3. В населенной местности забои и участки работы экскаватора должны быть ограждены и установлены щиты с предупредительными надписями. В ночное время ограждения должны быть освещены.
2.4. В ночное и вечернее время фронт работы экскаватора в забое, место разгрузки груза и подъемные пути должны быть хорошо освещены.
2.5. Перед пуском двигателя машинист обязан внимательно осмотреть машину и убедиться в полной ее исправности. О всех неисправностях или ненормальных условиях эксплуатации, которые могут привести к аварии, машинист обязан немедленно довести до сведения руководителя и лица, ответственного за содержание экскаватора в исправном состоянии.
2.6. На экскаваторе нужно соблюдать чистоту, весь необходимый инвентарь и инструмент следует хранить в предназначенном для этого месте. Находящиеся на поворотной платформе посторонние предметы могут привести к аварии, их нахождение здесь недопустимо.
2.7. Все вращающиеся детали - зубчатые колеса, цепные передачи, маховики и т.д. должны быть ограждены кожухами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Перед пуском двигателя и механизмов экскаватора машинист должен дать сигнал предупреждения.
3.2. Во время работы экскаватора пребывание на нем и нахождение в радиусе действия посторонних лиц не разрешается. Опасной является зона, представляющая круг, описанный из центра вращения поворотной платформы максимальным радиусом копания, увеличенным в 1,2-1,5 раза.
3.3. В период работы двигателя и механизмов экскаватора не разрешается крепление каких-либо частей и их смазка, а также осмотр узлов, расположенных в тесных и опасных местах.
3.4. Не разрешается регулировать тормоза при поднятом ковше.
3.5. Во время работы экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке, которую выравнивают до начала работы экскаватора. Угол наклона площадки должен быть не более 5°.
3.6. При разработке высокого забоя следует удалять находящиеся наверху забоя крупные камни и другие предметы, т.к. грунт может осыпаться.
3.7. При погрузке грунта в автомашины категорически запрещается проносить ковш экскаватора над кабиной. Водитель должен выходить из кабины и находиться на безопасном расстоянии (при отсутствии защитного козырька над кабиной).
3.8. Перемещение, установка и работа экскаватора вблизи выемок (котлованов, траншей) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ, допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры (натяжной каток) экскаватора следует принимать по таблице.
Глубина выемки, м Грунт
песчаный Супесчаный Суглинистый Глинистый
Расстояние по горизонтали от основания выемки до ближайшей опоры экскаватора, м
1 1,5 1,25 1 1
2 3 2,4 2 1,5
3 4 3,6 3,25 1,75
4 5 4,4 4 3
5 б 5,3 4,75 3,5
3.9. Глубину (высоту)забоя и допустимую крутизну откосов в грунтах естественной влажности следует выдерживать согласно ниже приведенных таблиц.
ГЛУБИНА (ВЫСОТА) ЗАБОЯ, М
Вид сменного оборудова ния Группа грунта Емкость ковша, м
0,15 0,25-0,4 0,5-0,7 0,8-1,5
Прямая лопатка 1-11 111 1 1,5 2,5 2 3-4 3 4-5
lv - - 3-4 5
v-vl - - 2 3
Обратная 1-11 0,8 1,2 1,5 2
лопатка 111 - 1,5 2 2
lv - m 2 2
v-vl - - 1,5 1,5
ДОПУСТИМАЯ КРУТИЗНА ОТКОСОВ В ГРУНТАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ
ВЛАЖНОСТИ
Грунт Глубина выемки
ДО 1,5 М. до 3 м. до 5 м.
Угол между направление м откоса и горизонтом (град.) Крутизна откоса Угол между направлением откоса и горизонтом (град.) Крутизна откоса Угол между направлением откоса и горизонтом (град.) Крутиз на откоса
Песчаный гравий 63 1:0,5 45 1:1 45 1:1
супесчаный 76 1:0,25 56 1:0,76 50 1:0,85
суглинистый 90 1:0 63 1:0,5 53 1:0,75
3.10.В случае остановки экскаватора на уклоне или подъеме, необходимо опустить ковш на грунт, под гусеницы подложить упоры-башмаки.
3.11.Погрузка подвижного состава разрешается только после сигнала о его готовности под погрузку, а перемещение допускается только по сигналу машиниста экскаватора. Нельзя допускать перегрузку и неравномерную загрузку транспортных средств.
3.12.Во избежание повреждения рабочего оборудования, платформу экскаватора с наполненным ковшом можно поворачивать только после вывода ковша из забоя.
3.13.Перед остановкой машины стрелу следует располагать вдоль оси экскаватора, а ковш опустить на землю.
3.14.Ковш чистят опущенным на землю с ведома и разрешения машиниста.
3.15.Если в грунте обнаружен электрический кабель, подземный трубопровод и т.п., то следует немедленно остановить работу и поставить об этом в известность руководителя работ или бригадира. Продолжение земляных работ в зоне подземных коммуникаций необходимо проводить в присутствии представителя соответствующей организации.
3.16.При работе вблизи зданий и сооружений , штабелей грузов и т. д. допустимое расстояние от объектов до экскаватора устанавливает техническое руководство строительства.

4. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ЭКСКАВАТОРА
4.1. При передвижении экскаватора стрела его должна быть установлена строго по оси движения, а ковш опущен на высоту не более 1 м. от земли. Запрещается передвижение экскаватора с наполненным ковшом.
4.2. Гусеничный экскаватор перемещается ведомыми колесами вперед. При преодолении подъемов и наледей нужно устанавливать на гусеничных звеньях шпоры.
4.3. Переход экскаватора через железнодорожные переезды и искусственные сооружения (мосты, трубы) допускается только после получения соответствующего разрешения (письменного).
4.4. Экскаватор может перемещаться своим ходом через топкие или заболоченные места только по заранее уложенным шпалам, брусьям или щитам.
4.5. Проезд экскаватора под линиями электропередач допускается в том случае, если расстояние по вертикали между верхней точкой экскаватора и ближайшим к ней проводам действующей линии электропередачи составляет:
до 1,5 м - при напряжении ЛЭП до 1 кВ; 2м- при напряжении от 1 до 20 кВ; 4м- при напряжении от 35 до 110 кВ; 5м- при напряжении от 150 до 220 кВ; 6м- при напряжении 330 кВ; 7м- при напряжении от 500 до 750кВ; 9м- при напряжении 800кВ (постоянный ток).
4.6. На уклонах экскаватор должен перемещаться с минимальной скоростью. ПОМНИТЕ! Передвижение экскаватора по пересеченной местности с уклоном больше разрешенного заводом-изготовителем НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

5. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭКСКАВАТОРА В ГАРАЖЕ
5.1. Приспособления, инструмент и технологическая оснастка, применяемые при ремонте и обслуживании экскаватора, должны удовлетворять всем требованиям техники безопасности, предъявляемых к ним: а) слесарный молоток и кувалда должны иметь ровную, слегка выпуклую ударную поверхность, должны быть прочно насажены и расклинены металлическими клиньями. Ручка должна быть овального сечения, несколько утолщенная к свободному концу. Поверхность ручки молотка и кувалды должна быть гладкой, ровной, без трещин, заусениц и сучков. Не должно быть трещин, заусениц и сколов на ударной части молотка или кувалды;
б) зубила, крейцмессели, бородки, обжимки и керны не должны иметь сбитых или скошенных затылков и должны быть не короче 150-200 мм. Режущая кромка зубила и крейцмесселя должна быть прямой или слегка выпуклой и заточенной под углом 60-70° без сколов и трещин;
в) напильники и шаберы должны быть прочно насажены на рукоятке с насаженными на них металлическими кольцами;
г) гаечные ключи должны строго соответствовать размерами гаек и болтов;
д) домкрат должен соответствовать поднимаемому механизму по грузоподъемности;
е) верстак и тисы на нем должны быть исправны, на верстаке не должно быть загроможденности, тисы должны быть надежно укреплены, винт тисов должен быть смазан и др.
5.2. Клетки из деревянных шпал или брусьев для рукоятки с ковшом, стрелы, поворотной платформы и других узлов необходимо тщательно уложить и скрепить в соответствующих местах стальными скобками.
5.3. При осмотре блоков и полиспастов нужно проверять , не задевает ли канат за обойму блока и не переплетаются ли канаты при переходе с одного блока на другой.
5.4. Во время запасовки канатов никакая работа механизмов экскаватора не допускается. При наматывании канатов на барабаны путем включения двигателя не разрешается направлять канат руками.
5.5. При проведении ремонта гидросистемы, а также по окончании работы после выключения двигателя, необходимо снять давление в гидросистеме путем перевода рычага распределителей во все рабочие положения.
5.6. При ремонте или техническом обслуживании экскаватора нужно вывесить на видном месте в кабине табличку: «Двигатель не пускать работают люди!»
5.7. Работы должны выполняться при неработающем двигателе, за исключением работ по проверке электрооборудования, регулировке тормозной системы и других работ, указанных в инструкции завода-изготовителя по эксплуатации экскаватора.
5.8. Сборочные единицы, агрегаты, которые могут перемещаться под действием собственной массы, должны быть опущены на опоры или заблокированы. Под гусеницы или колеса экскаватора должны быть подложены противооткатные упоры или башмаки.
5.9. Домкраты следует устанавливать на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота подъема домкрата должна соответствовать необходимой высоте подъема машины и ее частей. После подъема домкратами необходимо подставлять металлические козелки. Работать под экскаватором, поднятым только домкратом, но не установленным на козелки, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.10.До начала производства сварочных работ нужно слить дизельное топливо и
масло, а бензобак закрыть асбестовым чехлом. 5.11.Слив масла или топлива необходимо производить только в специальную
тару и удалять с места производства ремонтных работ. Случайно пролитое
7
НОТ-108 на пол масло или оброненный солидол следует немедленно засыпать опилками или сухим песком и собрать в специально отведенное место.
5.12.При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, нужно проверить, выключены ли зажигание и подача топлива, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночный тормоз. После окончания работ следует затянуть рычаг тормозной системы и включить первую передачу.
5.13.При ремонте и обслуживании экскаватора машинист должен пользоваться специальными лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 300 мм. Применять приставные лестницы не допускается.
5.14.Снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, кузов, платформу, раму и другие тяжелые агрегаты следует с помощью подъмно-транспортных механизмов, оборудованных инвентарными грузозахватными приспособлениям, гарантирующими безопасное выполнение работ. К работам по зацепке, подъему и перемещению грузов с помощью грузоподъемных кранов допускаются аттестованные стропальщики.
5.15.Проверку соосности отверстий при сборке узлов следует выполнять с помощью конусной оправки. ЗАПРЕЩАЕТСЯ выполнять проверку соосности отверстий пальцами рук.
5.16.При осмотре экскаватора следует пользоваться переносной электролампой напряжением не выше 42 В, а при повышенной влажности - не выше 12 В. Пользоваться открытым огнем при осмотре ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.17.При работе с электросварщиком следует пользоваться очками с защитными светофильтрами.
5.18.К работе с электрофицированым инструментом допускаются машинисты, имеющие вторую квалификационную группу по электробезопасности.
5.19.Рабочее место проведения ремонтных работ и обслуживания экскаватора должно быть хорошо освещено и не загромождено.
5.20.Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. На рабочем месте при ремонте и обслуживании экскаватора не должно быть легковоспламеняющихся веществ и горюче-смазочных материалов, а также промасленной ветоши, тряпок и т. д. На месте производства работ должны быть первичные средства пожаротушения.

6. РЕМОНТ ЭКСКАВАОРА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
6.1. Для ремонта экскаватора в полевых условиях должна быть выбрана ровная площадка с твердым фунтом и защищенная от ветра, освобожденная от посторонних предметов.
6.2. Техническое обслуживание и ремонт экскаватора должны проводить лица, прошедшие инструктаж по правилам техники безопасности при обслуживании и ремонте данной модели экскаватора.
6.3. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом, должны проводиться при опущенном на землю навесном оборудовании и неработающем двигателе.
6.4. В момент опускания узлов установка под них каких-либо подставок не допускается. Необходимые подставки должны быть подложены заблаговременно.
6.5. Увязывать поднимаемые узлы и агрегаты экскаватора проволокой, зачаливать их случайными тросами, а также стоять под поднятыми деталями ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
6.6. В ночное время площадка для ремонтных и монтажных работ должна быть освещена. Освещенность должна быть не ниже 5 лк. на 1 м.
6.7. При проверке трубопроводов под давлением после их монтажа ЗАПРЕЩАЕТСЯ находиться вблизи них.
6.8. При возникновении пожара горящее топливо и масло нельзя тушить водой. Следует применять огнетушитель, забрасывать пламя землей или песком. Запрещается подходить к открытому огню в промасленной одежде.
6.9. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
а) курить и пользоваться огнем при ремонте и заправке емкостей экскаватора;
б) смазывать, ремонтировать, регулировать и осматривать механизмы экскаватора при работающем двигателе;
в) оставлять без надзора экскаватор с работающим двигателем;
г) обслуживать и ремонтировать гидросистему экскаватора с не опущенным на землю рабочим оборудованием и без снятия давления в гидросистеме;
д) оставлять экскаватор в зоне взрывных работ, в забое (экскаватор должен быть выведен на безопасное расстояние и повернут к месту взрыва хвостовой частью);
е) осуществлять работы с огнетушителем от технической характеристики экскаватора;
ж) ремонтировать способом сварки трубопроводы, гидробаки и топливные баки без предварительной их очистки, промывки и пропарки.
6.10.Приспособления и инструмент, применяемые при ремонте и обслуживании экскаватора должны удовлетворять всем требованиям техники безопасности.

7. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
7.1. При обнаружении на участке выполнения работ не указанных руководителем электрокабелей, трубопроводов, взрывоопасных или других неизвестных предметов, работу экскаватора следует немедленно остановить до получения разрешения соответствующих органов надзора.
7.2. При работе на косогорах машинисту не следует:
а) делать резких поворотов машины;
б) поворачивать машину с заглубленным ковшом;
в) передвигать экскаватор поперек склонов, угол которых превышает указанный в паспорте и инструкции завода изготовителя.
7.3. При просадке или сползании грунта машинисту следует прекратить работу, отъехать от этого места на безопасное расстояние и доложить о случившемся руководителю работ.
7.4. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять меры к тушению пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, землей или песком), а при невозможности ликвидировать загорание следует вызвать пожарную команду путем использования средств связи или воспользовавшись автомобилем.
7.5. При потере устойчивости узлов и агрегатов экскаватора во время ремонтных работ, работы следует прекратить и сообщить о случившемся руководителю работ или бригадиру. После этого машинист должен принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машины.
7.6. В случае, если экскаватор оказался под напряжением электрического тока, нужно немедленно покинуть кабину и спрыгнуть на землю таким образом, чтобы при нахождении на земле не прикасаться к экскаватору, затем мелкими шагами (не отрывая ступней ног от земли) или путем перекатывания выйти из зоны шагового напряжения.
7.7. В случае травмирования, отравления или внезапного заболевания, машинист экскаватора должен воспользоваться имеющейся медицинской аптечкой для оказания первой до врачебной мед. помощи (самопомощи), сообщить об этом руководителю или бригадиру и обратиться в ближайшее лечебное учреждение.

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
8.1. По окончании работы машинист экскаватора обязан:
а) поставить экскаватор на место его стоянки;
б) опустить ковш на землю так, чтобы исключалась возможность самопроизвольного его перемещения;
в) выключить двигатель;
г) очистить ковш от прилипшей к нему земли, песка, глины и др.;
д) закрыть кабину на замок;
е) сообщить руководителю работ и лицу, ответственному за содержание экскаватора в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

Похожие статьи:

1 августа текущего года на производстве Балахнинского бумажного комбината АО "Волга" был тяжело травмирован слесарь-ремонтник. Инцидент произошел во время плановых ремонтных работы прессовой части бумагоделательной...
Сотрудники природоохранной прокуратуры ХМАО-Югры установили, что ОАО "Обьнефтегазгеология" в период с 2009 г. по 2014 гг. хранило в 19 шламовых амбарах кустовых площадок Тайлаковского месторождения...
Инспекторы Роструда в Челябинской области провели внеплановую проверку ОАО "Челябоблкоммунэнерго" (филиал Ашинских тепловых сетей). Контрольные мероприятия осуществлялись в связи с расследованием тяжелого...
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сообщает, что в рамках исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Аркадия...

Комментарии (0)

  1. Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Scroll To Top